Открыть меню

Когда дети начинают говорить?


Все родители с  нетерпением  ждут … ждут рождения  малыша, ждут когда он начнет  держать голову,  улыбаться, ползать,  ходить, говорить. Родители с нетерпением вслушиваются в первый лепет, желая распознать долгожданное «мама»  или «папа», надеясь,  что за первым словом  последует второе и третье.

Но иногда бывает, что дети очень долго остаются молчунами, с трудом  запоминают  слова. Мамы часто задают себе вопрос, что же является нормой? Когда дети   начинают говорить, и надо ли беспокоиться, если ребенок в 2 года не  разговаривает?

С первого дня и до года

До шести  месяцев ребенок учится воспринимать речь взрослых и произносить некоторые отдельные звуки. В этом возрасте они еще не понимают значения слов.

После шести месяцев (обычно не раньше 8-9 месяцев) дети могут начинать произносить отдельные слоги, при этом ассоциируя их с конкретными людьми, предметами или действиями, например, «ма» (мама), «да» (дай) и т.д. Либо просто звуками выражать свои эмоции и желания. Так же в этом возрасте дети начинают понимать значения слов, которые говорят им взрослые: «иди сюда», «на» и т.п.

Для  успешного  развития  речи и расширения лексикона ребенку необходимо постоянное общение, и чем больше  внимания родители уделяют своему малышу, тем  быстрее  он  начнет говорить.

Чтобы помочь ребенку освоить новые звуки и слова, вы можете поиграть с ним в несложную игру. Когда малыш произносит первый звук, повторите его, потом  немного измените  и  повторите еще раз, через некоторое время ребенок научится вам отвечать. Вот  так незаметно и  постепенно  происходит превращение детского лепета в разговор.

Читайте также:  Развитие ребенка 3-4 года

Так же малыши очень хорошо реагируют на детские стихи и песенки — это еще один важный метод знакомства со словами  и звуками.  Малютка обязательно будет отвечать вам на  них вниманием  и  лепетом.

Разговаривать с  ребенком необходимо, даже если нет уверенности в том, что он понимает ваши слова. Разговаривая,  обнимайте и  целуйте малыша, чтобы развить в нем  определенные ассоциации и научиться связывать  чувства и звуки.

Слух и  речь взаимосвязаны между собой. Для развития слуха используйте погремушки, походите с ними по комнате, дайте малышу возможность понаблюдать за перемещением звука.

С шести  месяцев малыши начинают очень хорошо понимать интонацию и эмоции. Дети обязательно отреагируют на злые или раздраженные нотки в вашей речи, поэтому в общении с ребенком постарайтесь проявлять только положительные эмоции, не сердитесь на него и не повышайте голос.

К году при нормальном развитии ребенок обычно может уверенно произносить 2-3 слова, однако, иногда его речь может ограничиваться только несколькими слогами. У ребенка нет отставания в развитии, если он откликается на свое имя, воспринимает слова родителей, выполняет их несложные просьбы (иди сюда, дай и т.п.), произносит разные звуки.

Дети  с задержкой развития  речи отличаются тем,  что произносят слоги  на одну и ту же согласную букву: бу,  ба,  бо, и так  далее. В таких случаях необходимо показать малыша  специалистам.

От  года и  до двух  лет

К двум   годам  лексикон у  малышей  колеблется  в  достаточно большом   диапазоне  от 50  до 200  слов, они умеют связывать слова, произносить простые предложения, такие  как,  «дай яблоко» и т.п. Обратите внимание, что если в семье  есть взрослые с дефектом речи, то дети начинают говорить позднее своих ровесников.

когда дети начинают говорить

Двухгодовалые дети часто коверкают  слова,  неправильно произносят отдельные  звуки, но это норма  для  данного возраста.

Иногда дети, долгое  время произносящие два — три слова,  вдруг  начинают говорить целыми  предложениями. Лингвисты называют это «лингвистический взрыв». Но чаще всего процесс наращивания словарного запаса идет постепенно, и девочки опережают мальчиков в развитии речи примерно на пол года.

Как правило родители начинают беспокоиться, когда ребенку исполняется два года, а он еще с  трудом  связывает два слова. Однако, по мнению доктора  Комаровского, если до трехлетнего возраста есть положительные  тенденции в расширении словарного запаса и произношении — то ребенок обязательно заговорит.

Читайте также:  Что делать, если ребенок плохо спит ночью?

Задержка развития речи

Обобщая  вышесказанное, можно выделить признаки задержки речевого развития в разном возрасте:

  • в год – полтора малыш продолжает лепетать, не произносит ни одного слова, общается жестами, не  воспринимает  слова  взрослых;
  • в полтора — два года есть трудности с  восприятием речи родителей,  не усваиваются новые  слова и забываются старые, дети добиваются своих  целей с  помощью жестов,  плача, возгласа;
  • старше  двух лет — не  связывает слова  в  предложения, искажает слова, произносит их не четко.

Повторю, это лишь признаки задержки речевого развития, но совершенно не обязательно, что задержка существует. Освоение новых слов — это очень индивидуальный процесс, и только специалист может определить, есть ли у ребенка отставание от нормы. Чаще всего,  если  двухгодовалый малыш не говорит даже «мама», а только мычит, все  еще  поправимо.

Торможение в освоении  разговорной речи может быть  вызвано проблемами  со  слухом, тяжелыми  заболеваниями,  родовыми травмами, стрессами (например, ребенка  внезапно  увезли  на  воспитание  бабушке).

Кроме того, развитие  речевых  способностей  детей  напрямую  связано  с  процессом воспитания. Ребенок может не говорить, если:

  • родители  не  считают нужным читать детские  книжки,   рассказывать  сказки, не называют  окружающие  предметы;
  • у  малыша  не  развита  моторика пальцев;
  • в  семье говорят на  двух языках;
  • заботливая  мама   угадывает  малейшее  желание   долгожданного малютки по жестам, не  стимулируя его к  общению.

Что делать в таких  случаях?

Говорите с  ребенком,  читайте сказки и стихи, задавайте вопросы и давайте ему  возможность отвечать  вам, развивайте  моторику  пальцев: играйте  с малышом в  сороку- белобоку,  собирайте пирамидку, складывайте кубики и  крупные   шарики,  давайте   рвать  бумагу, играйте  в игры для развития пальчиков.

Чего нельзя  делать

Никогда не проводите сравнений между  своим  ребенком  и  другими   детьми и не  ориентируйтесь на  чужие успехи — они могут быть преувеличены!

Не  зацикливайтесь  на  воображаемых  проблемах — каждый ребенок развивается по собственному сценарию, и однажды он обязательно заговорит!

Не  ругайте ребенка и не заставляйте его произносить то, чего он не может — малыш не виноват в том, что у него что-то не получается, а может быть вы сами его этому не учили?

Читайте также:  Утраченные иллюзии, или садитесь жрать, пожалуйста!

Доктор Комаровский советует  родителям следующее: если вы считаете,  что у  ребенка появились  проблемы, серьезные  недостатки с  разговорной речью, убедитесь, что он  хорошо слышит, проконсультируйтесь  по этому вопросу со специалистом, затем  посетите  невропатолога. Если ребенок  не  говорит, но  при  этом  физически  здоров,  активен, узнает  родителей, врачи  не  выявили патологий, то причин  для  волнений нет.

Самое главное, любите вашего малыша таким, какой он есть. Ваше терпение, постоянное внимание  и   общение с ребенком  являются залогом  его  гармоничного развития.

Людмила С. Кузнецова

Обсуждение: 2 комментария
  1. Хорошая тема, интересная. У нас особых проблем не вижу с речью. В декрете только и делаешь что говоришь с ребенком, стишки, книжки читаешь, песенки поешь…да и пальчиковые игры:)

    Ответить
    1. Даже если проблем нет, все равно надо быть на чеку. У моей племянницы до 4 лет вроде бы все шло по плану, а потом оказалось, что что-то не в порядке с органами речи, и сейчас ей уже 7, а она все еще не может выговаривать много звуков и произносит слова как 3 летний ребенок. Так что мамам надо не забывать обращать на это внимание и не затягивать с посещением логопеда.

      Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2018 Ой, мамочки! · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru